. Месхетинские турки - приложения

Месхетинские турки - приложения

Сводка разносторонней информации — для чтения, анализа и личного интереса.

Без кейворда

ОТВЕТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ОБРАЩЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

3 октября 1997 г.

Правозащитного центра “Мемориал”

103051 Москва, Малый Каретный пер., 12

Уважаемая Татьяна Ивановна!

На Ваше обращение в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации сообщаем, что мы также обеспокоены положением турок-месхетинцев, проживающих в Краснодарском крае.

Не оспаривая законность их поселения на территории России, считаем нужным отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрация места жительства или места пребывания является обязательной как для граждан Российской Федерации, так и для других лиц.

Предоставление российского гражданства осуществляется на основании Закона “О гражданстве Российской Федерации”, которым установлен и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. При этом принятие указов о приеме в гражданство каких-либо национальных групп лиц противоречит российскому законодательству.

Поскольку турки-месхетинцы на день вступления в силу Закона, т.е. на 6 февраля 1992 года, являясь беженцами, не имели на территории России постоянного проживания, то органами внутренних дел они не признаны российскими гражданами в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона.

Однако они могут приобрести российское гражданство в порядке регистрации (упрощенный порядок), для чего заявителю необходимо лично обратиться с заявлением в органы внутренних дел по месту жительства, зарегистрированному в установленном законодательством порядке. При этом решение принимается индивидуально в отношении каждого конкретного заявителя.

Если заявитель не согласен с вынесенным по его делу решением об отказе в регистрации приобретения гражданства Российской Федерации, то он может обжаловать действия должностных лиц органов внутренних дел в Паспортно-визовое управление МВД России или в суд.

В свою очередь Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации осуществляет и впредь намерена осуществлять контроль за предоставлением российского гражданства каждому конкретному заявителю.

Заместитель председателя Комиссии А.Серегин

Генеральная прокуратура Российской Федерации 103793 ГСП, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а 12/97 № 7/2-488-97 на № 135.МТ от 15.09.97

общества месхетинских турок “Ватан”

Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка по Вашему обращению, поступившему из Совета Безопасности Российской Федерации, в защиту прав турок-месхетинцев, проживающих в Краснодарском крае.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.08.94 № 1668 миграционные процессы в Российской Федерации регулируются “Федеральной миграционной программой”, правовая основа которой определяется Законами Российской Федерации “О беженцах”, “О вынужденных переселенцах” и “О гражданстве Российской Федерации”.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.91 № 1948-1 “О гражданстве Российской Федерации” гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В связи с этим любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме его в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений (ст. 19).

В случае отказа в регистрации изменения гражданства и решений о принадлежности к гражданству Российской Федерации Вы вправе обжаловать решения полномочного органа в месячный срок в суд (ст.46).

Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд (ст.47).

Что касается правомерности Постановления Законодательного Собрания края 24.04.96 № 291-П “О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края”, то оно было принято с целью уточнения численности переселенцев и не содержит, за исключением пункта 2, положений, не соответствующих действующему законодательству.

Пункт 2 постановления в части, касающейся размера сбора, взимаемого за регистрацию, 27.05.97 отменен по протесту прокурора края как противоречащий подпункту 1 пункта 7 статьи 4 Закона Российской Феде-рации от 09.12.91 № 226-Ф3.

После отмены пункта 2 постановления органы паспортно-визовой службы ГУВД края при взимании сбора за регистрацию месхетинских турок руководствовались ст. 25 Закона Краснодарского края от 23.06.95 “О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края”, согласно которой размер сбора — 5% минимальной месячной оплаты труда за каждые сутки пребывания, в то время как Федеральным законом от 31.12.95 “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине” сбор за регистрацию лиц без гражданства ограничен 1% минимальной оплаты труда.

В связи с этим указанный закон в части взимания сбора за регистрацию (ст. 25), ограничения права отчуждения домовладения (ст.35), индивидуального строительства жилых домов (ст.36) прокурором края опротестован.

Кроме того, прокуратурой Краснодарского края подготовлен протест на постановление Законодательного Собрания края от 04.07.95 № 682-П “О перечне городов и районов края, в которых временно вводится особый порядок регистрации по месту жительства и Правила регистрации по месту жительства в них”.

Заместитель начальника управления

по надзору за исполнением законов

и законностью правовых актов И.А.Буданов

Генеральная прокуратура Российской Федерации 103793 ГСП, Москва, ул. Б.Дмитровка, 15а 28.08.97 № 7/2-488-97 на № 391 от 24.06.97

Депутату Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемый Виктор Васильевич!

Генеральной прокуратурой Российской Федерации по Вашему обращению, поступившему из Правительства Российской Федерации, в защиту прав месхетинских турок проведена проверка.

Установлено, что постановлением Совета Министров СССР от 26.06.89 № 503 “О мерах по созданию необходимых условий для проживания в областях РСФСР турок, вынужденно покинувших постоянное место жительства в Узбекской ССР” были определены территории расселения месхетинских турок, однако Краснодарский край в число таких территорий не входил. Тем не менее явочным порядком в крае поселилось около 13,3 тыс. турок-месхетинцев.

Законодательное Собрание края 24.04.96 приняло постановление “О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края”. Пунктом 2 постановления был предусмотрен сбор за регистрацию месхетинских турок по месту пребывания в размере, превышающем установленный федеральным законодательством. По протесту прокурора края данный пункт постановления 27.05.97 отменен.

Проведенной проверкой установлено, что изъятие паспортов у 25 турок-месхетинцев действительно имело место. По объяснению начальника паспортно-визовой службы Анапского УВД, это осуществлялось для создания компьютерного банка данных. В настоящее время паспорта возвращены их владельцам. По данному факту Анапским межрайонным прокурором внесено представление начальнику УВД Анапского района.

После отмены п.2 вышеуказанного постановления органы паспортно-визовой службы ГУВД края при взимании сбора за регистрацию месхетинских турок стали руководствоваться ст.25 Закона Краснодарского края от 23.06.95 “О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края”, согласно которой размер сбора — 5% минимальной месячной оплаты труда за каждые сутки пребывания. В то время как Федеральным законом от 31.12.95 “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о государственной пошлине” сбор за регистрацию лиц без гражданства ограничен 1% минимальной оплаты труда.

Прокурором края указанное положение Закона Краснодарского края опротестовано. Протест будет вынесен на ближайшее заседание Законодательного Собрания края.

Рассмотрение протеста контролируется Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Российской Федерации Ю.Я.Чайка

Прокуратура Российской Федерации Прокуратура Краснодарского края 350016, г.Краснодар, ул. Советская, 39 05.07.96 г. № 29-2-97 на № 317-412 от 20.06.96 г.

Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации

Депутату Государственной Думы Игрунову

Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края “О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края” от 24.04.96 г. направлено на уточнение численности проживающих в крае турок-месхетинцев и за исключением п.2 не содержит положений, ущемляющих их права и противоречащих действующему законодательству.

С 1989 г., когда 13,3 тысяч турок-месхетинцев впервые поселились на территории Краснодарского края в связи с известными событиями в Узбекистане, число их согласно официальным статистическим данным не изменилось. Между тем среди этого этноса традиционно высокая рождаемость: семьи из 8–10 и более членов — явление обычное. Основная масса турок-месхетинцев прописки в крае не имеет.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.12.87 г. № 1476 “Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края” в Крымском и Абинском районах края — а здесь поселилось более 10 тысяч месхетинских турок — существовал ряд ограничений на прописку и соответственно приобретение домовладений. Малый Совет краевого Совета народных депутатов 12.02.92 г. решением № 97 “О некоторых мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в Крымском и некоторых других районах края” определили порядок регистрационного учета турок-месхов, их трудоустройства, регистрации автотранспортных средств. К этому следует добавить, что в постановлении Совета Министров СССР № 503 от 26.06.89 г. “О мерах по созданию необходимых условий для проживания в областях РСФСР турок, вынужденно покинувших постоянное место жительства в Узбекской ССР” Краснодарский край среди территорий, определенных для расселения турок-месхетинцев, не значился, и таким образом их проживание на территории края с самого начала не имело правового обеспечения. Турки-месхетинцы до сих пор российского гражданства не имеют.

Возвращаясь к постановлению Законодательного Собрания края, следует подчеркнуть, что оно вынесено на основании Договора “О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края” от 30.01.96 г., статьей 1 которого вопросы регулирования миграции на территории края отнесены к предметам совместного ведения. В ст.2 Договора Российская Федерация взяла на себя обязательства по предметам совместного ведения, заложенным в договоре, до принятия федерального закона край вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Федеральный закон к настоящему времени не принят, что позволяет краю по вопросам миграции осуществлять нормотворческую деятельность.

Вместе с тем, как уже отмечалось, п.2 постановления Законодательного Собрания края не соответствует п./п.1 п.7 ст.4 Федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине” от 31.12.95 г., согласно которому сбор за регистрацию не может превышать 1% от минимального размера оплаты труда. Для приведения постановления в этой части в соответствие с законом председателю Законодательного Собрания края прокуратурой края направлено письмо.

Прокурор Краснодарского края

государственный советник юстиции

2 класса А.Н.Шкребец

Прокуратура Российской Федерации Прокуратура Краснодарского края 350016, г. Краснодар, ул. Советская, 39 18.08.97 г. № 29-2-97 на № 317-1842 от 31.07.97 г.

103265 Москва, ул. Охотный ряд, 1

Депутату Государственной Думы РФ Игрунову В.В.

Ваше обращение по проблемам, связанным с пребыванием месхетинских турок на территории Краснодарского края, рассмотрено.

Действительно, органами паспортно-визовой службы ГУВД края за регистрацию турок-месхетинцев по месту пребывания после отмены п. 2 Постановления Законодательного собрания края № 291-п от 24.04.96 г. как с лиц без гражданства на основании ст. 25 закона края “О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края” взимается сбор в размере 5% минимальной месячной оплаты труда за каждый день пребывания. Такой размер сбора не соответствует Федеральному Закону “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине” от 31. 12. 95 г. и по этой причине ст. 25 вышеупомянутого закона края мною опротестована. Протест будет рассмотрен на ближайшем заседании Законодательного собрания края.

Вместе с тем ряд положений, содержащихся в Вашем обращении, вызывает возражения.

Турки-месхетинцы, пребывающие на территории края, в своей массе являются лицами без гражданства и не могут “Рассматриваться в качестве граждан РФ”, на чем Вы настаиваете, поскольку основания, порядок и процедура приобретения гражданства России установлены Законом Российской Федерации “О гражданстве” и не подлежат произвольному толкованию.

Нельзя согласиться и с Вашим утверждением о том, что Постановление Совета Министров СССР № 503 от 26.06.89 г. “О мерах по созданию необходимых условий для проживания в областях РСФСР турок, вынужденно покинувших постоянное место жительства в Узбекской ССР” не содержит “в прямой или косвенной форме какого-либо предписания для турок переселяться” в конкретно указанные регионы. Напротив, в этом документе места переселения турок прямо ограничены областями Нечерноземной зоны РСФСР, а также Курской, Белгородской и Воронежской областями. Краснодарский край в числе этих регионов не значился. Между тем в тот период в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1476 от 24 декабря 1987 г. “Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края” в Крымском и Абинском районах края — а здесь явочным порядком поселилось до 75% месхетинских турок, въехавших в край, — была практически прекращена прописка и соответственно продажа домовладений. Таким образом, изначально пребывание турок-месхетинцев на территории края нельзя признать законным.

Следует кроме того иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 п. “а” договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края от 30.01.96 г. установление условий регулирования миграции на территории края является предметом совместного ведения Российской Федерации и Краснодарского края. По предметам совместного ведения договор обязывает органы государственной власти Российской Федерации принимать законы, на основе которых Краснодарский край осуществляет собственное правовое регулирование. До принятия Федерального закона по предметам совместного ведения Договор предоставляет краю право осуществлять собственное правовое регулирование. До настоящего времени по вопросам регулирования миграционных процессов на территории края федеральных законов не принималось. Отсутствие федерального законодательства по рассматриваемому предмету ведения в значительной мере затрудняет возможность единообразного подхода к вопросам правового регулирования.

Устранение отмеченных пробелов в законодательстве способствовало бы решению проблемы, связанной с пребыванием турок-месхетинцев на территории края.

Прокурор Краснодарского края

государственный советник юстиции

2 класса А.Н.Шкребец

Министерство внутренних дел Российской Федерации Паспортно-визовое управление г. Москва 15.07.97 № 16/6743

Председателю Международного общества месхетинских турок “Ватан” Ю.Сарварову

О проживании месхетинских турок в Краснодарском крае

Уважаемый господин Сарваров!

Ваше обращение о регистрации по месту избранного жительства, определении гражданства и обеспечении загранпаспортами месхетинских турок, проживающих в Краснодарском крае, рассмотрено.

С учетом сложившейся ситуации и в целях поддержания правопорядка и безопасности в местах проживания турок-месхетинцев считаем возможным организовать исполнение решения Законодательного Собрания Краснодарского края о регистрации турок-месхетинцев по месту пребывания на территории края применительно к порядку, определенному правилами регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.

Полагаем, что определение статуса временного проживания турок-месхетинцев, большинство из которых прибыло на территорию края после ферганских (1989 года) событий и не является российскими гражданами, должно осуществляться в рамках действующего законодательства.

В частности, на основании Закона Российской Федерации “О беженцах” лица из числа турок-месхетинцев, обратившиеся с соответствующим ходатайством, могли бы в установленном порядке получить статус беженца.

Закон Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” позволяет решать вопросы приобретения турками-месхетинцами российского гражданства, а затем в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О вынужденных переселенцах” обращаться с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами.

Кроме того, органам внутренних дел Краснодарского края поручено выдавать заграничные паспорта туркам-месхетинцам из числа бывших граждан СССР, не состоящим в российском гражданстве и имеющим намерение выехать на постоянное жительство в Турцию (при наличии гарантий приема турецкой стороной).

Полное решение сложившейся в Краснодарском крае проблемы представляется возможным при заключении соответствующих двусторонних соглашений между Россией, Грузией, Турцией о репатриации месхетинских турок на историческую родину.

Заместитель начальника Управления С.А.Свистов

Министерство внутренних дел Российской Федерации гор. Москва 2.10.98 г. № 3/17559 на № 317-3765 от 17.09.98

Депутату Государственной Думы,

Комитета по делам СНГ

и связям с соотечественниками В.В.Игрунову

О документировании турок-месхетинцев

Уважаемый Вячеслав Владимирович!

Ваше обращение о проблеме выезда месхетинских турок рассмотрено.

Последствия концентрации турок-месхетинцев, прибывших в основном из Узбекистана и Киргизстана на территорию Краснодарского края, неоднократно рассматривались Правительством Российской Федерации и соответствующей Межведомственной комиссией.

В целях недопущения дестабилизации межнациональной обстановки в крае, наряду с другими решениями, было разрешено органам внутренних дел выдавать заграничные паспорта туркам-месхетинцам, из числа бывших граждан СССР, и выразивших желание выехать на постоянное место жительства в Турцию.

Для осуществления выезда на этих лиц были распространены положения упрощенного выезда за границу лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства и статуса беженца, который был установлен во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 г. № 1049.

В соответствии с названным порядком и на основании личного заявления о выезде на постоянное место жительства в Турцию таким лицам выдаются загранпаспорта сроком действия один год. При этом внутренний паспорт, трудовая книжка и военный билет изымаются, а в загранпаспорта проставляется штамп “Владелец паспорта в гражданстве Российской Федерации не состоит”.

Загранпаспорта для временных выездов из Российской Федерации выдаются только гражданам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие (зарегистрированные по месту жительства) на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона.

Учитывая необходимость определения правового статуса указанной категории граждан, с согласия лидеров общин, администрацией Краснодарского края принято постановление от 10.09.98 г. № 511 “О временной регистрации лиц турецко-месхетинской национальности на территории Краснодарского края”.

Данное постановление предусматривает регистрацию сроком на 1 год фактически проживающих граждан указанной национальности, что позволит провести полный учет данной категории граждан, снять напряженность в межнациональных отношениях и решить ряд их проблем.

Заместитель министра П.М.Латышев

МВД РФ. Главное управление внутренних дел Краснодарского края 350020 г.Краснодар, ул. Гаврилова, 96 15.08.97 г. № 5/15-331

Председателю краевого общества

пос. Ахтырский Абинского района

ул. Р.Люксембург, 38

Уважаемый Садаин Тамимов!

По Вашей телеграмме в МВД РФ Главным управлением внутренних дел Краснодарского края с выездом в Крымский и Белореченский районы проведена тщательная проверка.

По факту обоюдной драки 16 июля 1997 года в ст. Черниговской Белореченского района между турками-месхетинцами и местными жителями возбуждено уголовное дело по ст. 213 ч. 2 УК РФ, проводится расследование. Принятыми мерами достигнуто примирение обеих сторон.

В соответствии с решением (29.07.97 г.) схода граждан, жителей пос. Виноградного Крымского района, семьи Алиевых и Джемиловых, дети которых совершили развратные действия в отношении малолетних братьев Денисовых, добровольно выехали за пределы района. Крымским РОВД по данному факту проводится дополнительная проверка.

Ваша информация о намерениях казаков по насильственному выселению турок-месхетинцев не подтвердилась.

ГУВД Краснодарского края принимаются необходимые меры по недопущению разжигания межнациональной розни между местными жителями и беженцами-переселенцами неславянской национальности.

Начальник Главного управления А.Г.Сапрунов

Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям 30.10.97 № 09/3-4562

Депутату Государственной Думы

Российской Федерации В.В.Борщеву

По вопросу признания

Уважаемый Валерий Васильевич!

Ваше обращение от 12 сентября 1997 г., направленное на имя Президента Российской Федерации, рассмотрено Миннацем России совместно с ФМС России, МВД России и МИД России. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

После межнациональных столкновений в Фергане и Ташкенте на территорию РСФСР в 1989–1990 гг. переселилось около 70 000 турок-месхетинцев. Поселение турок-месхетинцев, вынужденно покинувших Узбекистан, на территории РСФСР было оговорено специальными правительственными решениями: Постановлением Совета Министров СССР № 503 от 26.06.89 г. и Постановлением Совета Министров РСФСР № 202 от 13.07.89 г.

Согласно этим постановлениям 13,5 тысяч человек было организованно переселено в Белгородскую, Воронежскую, Калининскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую области с созданием необходимых жилищно-бытовых, социально-культурных условий и обеспечением трудового участия в общественном производстве. Всем было выплачено единовременное денежное пособие по 2000 рублей на главу семьи и 500 рублей на каждого члена семьи (сумма по тем временам значительная).

Как следует из Вашего письма, турки-месхетинцы, проживающие в определенных нормативными актами регионах, не испытывали (и не испытывают) затруднений с получением гражданства России. С другой стороны, миграция турок-месхетинцев в Краснодарский край приходится в основном на период времени после января 1992 г., когда вопросы гражданства лиц, проживающих постоянно на территории РСФСР, были в основном решены. Таким образом, турки-месхетинцы, покинувшие Узбекистан и Киргизию в 1 989–1990 годах и прибывающие в Краснодарский край после 1992 года, имели возможность получить гражданство России в местах своего проживания на территории Российской Федерации.

Однако не все турки-месхетинцы, вынужденно покинувшие Узбекистан и Киргизию, желают получить гражданство России. Так, Международное общество месхетинских турок “Ватан” (“Родина”) выступает за возвращение турок-месхетинцев на территорию Ахалцихского района Грузии и рассчитывает достичь своих программных целей путем переговоров с властями Грузии. Следует отметить, что в Краснодарском крае действуют несколько общественных организаций, представляющих турок-месхетинцев, и большинство из этих организаций поддерживают программные установки Международного общества “Ватан”.

С этой точки зрения представляется, мягко говоря, странной позиция председателя Международного общества месхетинских турок “Ватан” Ю.Сарварова, который, с одной стороны, следуя своим программным установкам, требует возвращения турок-месхетинцев в Грузию, с другой же стороны, поднимает вопрос о признании для месхетинских турок российского гражданства именно на территории Краснодарского края.

Таким образом, среди турок-месхетинцев, желающих вернуться в Грузию, в места их прежнего проживания до депортации в 1944 году, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 г. № 1129-р была создана Межведомственная комиссия, председателем которой назначался заместитель Министра Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям. Комиссия подготовила проект “Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в вопросах, связанных с восстановлением прав депортированных лиц, включая их потомков”, статьи которого были согласованы в рабочем порядке. Проект этого Соглашения был парафирован сторонами, но не был подписан из-за политической нестабильности в Грузии.

По мнению Минсотрудничества РФ, сейчас обстановка в Грузии позволяет продолжить работу по решению проблем турок-месхетинцев.

Однако решение этого вопроса осложняется тем, что грузинская сторона не присоединилась до настоящего времени к многостороннему Соглашению по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов (Бишкек, 9 октября 1992 г.), а также не подписала Решение “О проекте соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов” (Москва, 2 апреля 1996 г.).

Минсотрудничество России считает, что в рамках переговорных процессов между Российской Федерацией и Грузией целесообразно было бы предложить грузинской стороне присоединиться к указанным многосторонним документам.

Было бы полезным продолжить работу с целью подписания двустороннего Соглашения, подготовленного Межведомственной комиссией. Отметим, однако, что в настоящее время Межведомственная комиссия Правительства Российской Федерации по решению проблем турок-месхетинцев, проживающих в Российской Федерации, фактически прекратила свою деятельность по ряду объективных причин (в частности , из-за выбытия членов комиссии). 24 февраля 1997 года Миннац России обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о возобновлении работы вышеуказанной Комиссии. В настоящее время этот вопрос рассматривается в Правительстве РФ .

Отметим еще, что хотя “Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о сотрудничестве в вопросах, связанных с восстановлением прав депортированных лиц, включая их потомков” и не было ратифицировано грузинской стороной, однако 9 декабря 1996 года Президент Республики Грузия издал Указ “Об утверждении государственной программы решения правовых и социальных проблем депортированных и репатриированных в Грузию месхов”. Этот указ открывает возможность возвращения турок-месхетинцев в места их прежнего (до депортации 1944 г.) проживания. Об этом говорилось и на съезде Международного общества турок-месхетинцев, проходившем 12 марта 1997 года в Миннаце России.

Тем не менее Миннац России относится с пониманием и к проблемам тех турок-месхетинцев, которые не разделяют программные цели Международного общества турок-месхетинцев “Ватан” о возвращении в места прежнего проживания на территории Грузии и хотели бы остаться жить в Российской Федерации, но по тем или иным причинам еще не имеют гражданства России. Однако вопросы гражданства нельзя решить в коллективном порядке. Совершенно нереально указом Президента Российской Федерации вводить в российское гражданство определенную этническую группу в отдельном субъекте Федерации.

По мнению МВД России, вопросы гражданства в отношении турок-месхетинцев должны решаться в индивидуальном порядке, как это предусмотрено Российским законодательством.

Согласно ст. 13 п. 1 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”: “Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона. ”, то есть турки-месхетинцы, покинувшие Узбекистан и Киргизию в 1989–1990 годах и проживающие постоянно на территории Российской Федерации, согласно этому закону являются гражданами Российской Федерации.

Поэтому в отношении турок-месхетинцев, прибывших в Краснодарский край с территории РФ после 1991 года, речь может идти только о регистрации; для тех же, кто выехал с территории Узбекистана и Киргизии после 1991 года, вопросы приобретения гражданства России также определены вышеуказанным Законом. В любом случае вопросы гражданства решаются индивидуально, на основе личного заявления.

Вопросы признания статуса вынужденного переселенца или беженца, также согласно существующему законодательству, решаются в индивидуальном порядке.

В связи с изложенным Миннац России считает нецелесообразным принимать нормативные акты в отношении турок-месхетинцев, проживающих в Краснодарском крае.

Однако учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в Краснодарском крае (предельно высокая плотность населения, дефицит рабочих мест, межнациональная напряженность и т.д.), Миннац России по поручению заместителя Председателя Правительства РФ Р.Г.Абдулатипова планирует проведение организационного совещания в Краснодаре по проблемам турок-месхетинцев (расселение, репатриация, подготовка необходимых документов) в ноябре-декабре 1997 года и будет держать эти вопросы под постоянным контролем.

Просим Вас познакомить с ответом других депутатов Государственной Думы России, подписавших обращение к Президенту Российской Федерации.

Заместитель министра К. Цаголов

Федеральная миграционная служба России (ФМС России) Заместитель руководителя 15.07.97 № 2063 на № А21-1479 от 27.06.97 г.

Международное общество месхетинских турок “ВАТАН”

107370, г.Москва, бульвар Рокоссовского, 7/4

КОПИЯ: 353320, Краснодарский край, г.Абинск,

ул. Интернациональная, 38

Федеральная миграционная служба России в соответствии с письмом Секретаря Совета безопасности Российской Федерации рассмотрела Ваше письмо и сообщает, что в целях оказания помощи туркам-месхетинцам, вынужденно покинувшим места постоянного проживания в Узбекской ССР, и во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 26 июня 1989 года № 503, на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 13.07.89 г. № 220 13,5 тыс. турок-месхетинцев были организованно переселены в 6 областей (Белгородскую, Воронежскую, Калининскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую) с созданием необходимых жилищно-бытовых, социально-культурных условий и обеспечением трудового участия в общественном производстве.

Всем было выплачено единовременное денежное пособие на хозяйственное обзаведение в размере 2000 рублей на главу семьи и 500 рублей на каждого члена семьи, что в то время представляло значительную сумму.

Однако большинство из них не пожелало проживать в указанных областях и самостоятельно переселились в другие, в основном южные районы, в том числе в Краснодарский край.

На протяжении всего времени пребывания турок-месхетинцев на территории Краснодарского края и других субъектов Российской Федерации ФМС России не препятствовала и не препятствует решению вопроса о предоставлении статуса беженца и вынужденного переселенца туркам-месхетинцам на основе законов Российской Федерации “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”, о чем председатель общества “ВАТАН” Ю.Сарваров неоднократно был информирован.

В соответствии со ст. 2 законов РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” рассмотрение вопросов, связанных с признанием лиц беженцами и вынужденными переселенцами, оформление необходимых документов и ведение учета осуществляют территориальные органы миграционной службы.

Лицам, претендующим на признание их беженцами или вынужденными переселенцами, необходимо обращаться по принадлежности в миграционную службу Краснодарского края.

Сообщаем, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации “О введении в действие Закона РФ “О беженцах” № 4529-1 от 19.02. 1993 года лица, прибывшие на территорию Российской Федерации до введения указанного Закона, для признания их беженцами должны были не позднее одного месяца со дня опубликования Закона обратиться с соответствующим ходатайством в территориальный орган миграционной службы. Лица, не обратившиеся в установленные сроки в территориальный орган миграционной службы, не могут быть признаны беженцами.

Закон РФ “О вынужденных переселенцах” от 19.02.93 года применяется в отношении лиц, прибывших на территорию Российской Федерации после его введения в действие, т.е. после 20 марта 1993 г.

По вопросу получения пенсии Вам необходимо обращаться в органы труда и социального развития по месту жительства.

По вопросу регистрации (прописки) в органы внутренних дел.

Регулирование практических вопросов, связанных с восстановлением законных прав репрессированных народов в Российской Федерации, осуществляется на основе Закона Российской Федерации “О реабилитации репрессированных народов”. Проблемы в отношении народов, имеющих другую историческую родину, не являющуюся частью Российской Федерации, необходимо решать с государствами, участвовавшими в их перемещениях.

ФМС России направила Ваши письма на рассмотрение в миграционную службу Краснодарского края.

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎

Об агрегаторе

Ресурс формирует публикации автоматически. Контент может быть разнообразным и не связан между собой тематически. Он подбирается на основе открытых источников и не редактируется вручную.

Информационные блоки

Сводные темы

Материалы, не имеющие жёсткой категории, но представляющие интерес для читателей.

Быт и повседневность

Советы, наблюдения, описания процессов и явлений, встречающихся в жизни.

Региональные публикации

Факты, события, подборки, ориентированные на географические зоны и общие интересы.

Контакты

📍 г. Смоленск, ул. Логическая, д. 18, офис 205

☎ +7 (4812) 58-62-10

📧 info@site.ru

🕓 Поддержка: ежедневно, с 10:00 до 20:00

Правовой статус

Сайт не публикует собственный контент, не является СМИ и не несёт ответственности за достоверность материалов. Все тексты размещаются в автоматическом режиме на основе общедоступных источников.

При наличии претензий, направьте запрос на удаление — и материал будет проверен и исключён при наличии оснований.

Размер шрифта: